Ангелы это небожители, отправленные в другие планы, чтобы исполнить приказы своих богов и принести благо или горе. Их величественная красота заставляет увидевших их с благоговением падать ниц. Однако ангелы могут быть и разрушителями, и их появление может предвещать гибель в той же мере, что и стать сигналом надежды.

Багбиры рождены для битвы и хаоса. Выживая набегами и охотой, они запугивают слабых и подавляют их, но при этом они готовы сражаться на стороне сильных вождей, если это сулит им кровопролитие и сокровища.

Для тех, кто стремится победить или хотя бы понять бехолдеров, практически каждый их аспект непонятен. Эти причудливые существа обладают чуждым интеллектом, нечеловеческой формой восприятия и способностью изменять окружающую реальность не только по желанию, но и просто своим присутствием. В уютных границах его подземного логова бехолдер почти непобедим, благодаря комбинации его несравненного интеллекта и смертельно опасных глазных лучей.
«Я — древность, я — земля. Мои начала теряются во тьме прошлого. Я был воином, я был добр и справедлив. Я гремел по всей земле, словно гнев бога, но годы войны и годы убийств сточили мою душу, как ветер стачивает камни в песок».
— Граф Страд Фон Зарович

Пробуждённые в бесконечной ночи вампиры жаждут жизни, которую они потеряли, и утоляют эту жажду, выпивая кровь живых. Вампиры ненавидят солнечный свет, поскольку его прикосновение жжет их. Они не отбрасывают ни теней, ни отражений, и всякий вампир, желающий ходить незамеченным среди живых, вынужден держаться в темноте и подальше от отражающих поверхностей.

Вегепигмеи – грибные существа, живущие примитивными племенными сообществами, охотясь за пищей и распространяя споры, которыми они размножаются.

«Их валуны разнесли наши стены, и через дыры вошли великаны с оружием в руках».
— капитан Дверн Адлестон, выживший во время осады стернгейта.

Древние империи когда-то отбрасывали длинные тени на мир, который сотрясался под ногами великанов. В те потерянные дни эти величественные фигуры были драконоубийцами, мечтателями, ремесленниками и царями, но время славы их расы давно прошло. Тем не менее, даже разделенные на закрытые кланы и разбросанных по всему миру, великаны сохранили старые традиции и обычаи.

Гении — редкие стихийные существа из сказок и легенд. На Материальном Плане гениев — единицы. Большая их часть обитает в роскошных дворцах на Стихийных Планах и правит боготворящими их рабами.

Гении крайне умны, могучи, горды и величественны. Они высокомерны и эгоистичны, поскольку знают, что лишь немногие, за исключением богов и других гениев, способны превзойти их могущество.

«Иго свежевателей разума настолько травмировало гитъянки и гитцераев, что они забыли, что когда-то были одной, единой расой. вырвав свою свободу, они начали войну друг против друга с ненавистью, которую никто не может осознать».
— Аристул Желтый, магистр планарных знаний

Воинственные гитъянки и задумчивые гитцераи это разделившийся народ — две культуры, презирающие друг друга. До того, как они разделились, эти существа были одной расой, порабощенной свежевателями разума. Хотя они не раз пробовали свергнуть своих хозяев, их восстания быстро подавлялись, пока не появилась великая предводительница по имени Гит.

Гноллы это человекоподобные дикари, что без предупреждения нападают на поселения на окраинах цивилизации, убивая своих жертв и пожирая их плоть.

Когда Маглубиет завоевал богов гоблинов, он научил гоблинов бояться его жестокости. Они кланялись ему в лицемерных поклонах, а затем оборачивали свой бессильный гнев на других, становясь мелкими тиранами. Когда Маглубиет завоевал богов багбиров, он преподал им практичность равнодушной жестокости. Когда Маглубиет завоевал богов хобгоблинов, он знал, что должен взять хобгоблинов в ежовые рукавицы. От него они научились дисциплине, и таким образом они стали естественными лидерами всех гоблиноидов.
«Хотите солдат и головорезов — нанимайте хобгоблинов. Хотите раздробить кому-то череп во сне — наймите багбира. Хотите мелких жалких глупцов — нанимайте гоблинов».
— Сталман Клим, рабовладелец

Гоблины — это маленькие, эгоистичные существа с чёрными сердцами, живущие в пещерах, брошенных рудниках, разграбленных подземельях и прочих неприглядных местах. Слабые по отдельности, гоблины собираются в большие — зачастую несметные — группы. Они жадны до власти и часто злоупотребляют теми полномочиями, которые у них уже есть.

«За сломанными дверьми лежал большой зал, в конце которого возвышался каменный трон, на котором сидела железная статуя, выше и шире двух человек. В одной руке она сжимала железный меч, в другой — оперенный кнут. Нам тогда надо было повернуть назад».
— архимаг Морденкайнен, ведущий хронику горестных изысканий своего отряда в подземельях под замком мора

Големы сделаны из простых материалов — глина, плоть с костями, железо или камень — но обладают удивительной силой и прочностью. У голема нет амбиций, его не нужно содержать, он не чувствует боли и не знает жалости. Эта неостановимая машина разрушений существует для того, чтобы следовать приказам хозяина, защищая или атакуя по воле создателя.

В Подземье, с его небом из зазубренных камней и вечной ночью, произрастают самые разные грибы. Занявшие в местной подземной экосистеме место растений грибы жизненно важны для выживания многих местных видов, так как дают кров и пищу в беспощадной темноте.

Разумные, ядовитые лягушки, которые живут на деревьях. Боги и вправду нас ненавидят.
– Воло

Грунги – это агрессивные жабоподобные гуманоиды, которых можно встретиться в дождливых лесах и тропических джунглях. Они яростно защищают территорию и мнят себя превосходящими остальных существ.

Древние легенды рассказывают о фее Благого Двора, который предал Королеву Лета. Его настоящее имя было вычеркнуто из истории, но в рассказах его называют Даб Катха («Темный Ворон» на Всеобщем). Гнев Королевы Лета был так велик, что она прокляла каждого члена его дома. Другие феи называют потомков дома Даб Катха – даб ситх, или на Всеобщем, «дарклинги». Дарклинги очень часто селятся в изолированных пещерах и покоях под городами других существ. Из таких анклавов они тихо предлагают свои услуги в качестве воров и убийц.

Порождения Бесконечных Слоёв Бездны, демоны — воплощения хаоса и зла, машины разрушения, которых едва сдерживает их чудовищная физическая оболочка. Лишённые всякого сострадания, эмпатии и милосердия, они существуют только чтобы уничтожать.

Динозавры, или чудища, это старейшие рептилии в мире. Хищные динозавры — жестокие территориальные охотники. Травоядные рептилии менее агрессивны, но могут атаковать вас, защищая свой молодняк, или если напуганы притеснениями.

Крылатые рептилии древнего рода и ужасающей силы — вот кто такие истинные драконы. Они известны, и их боятся за хищную хитрость и жадность, а древнейшие из драконов считаются одними из наиболее могучих существ в мире. Драконы это ещё и магические существа, чьи врождённые способности питают их смертоносное дыхание и другие необычные возможности.

«Такая порочность. Такая ужасающая жестокость. Они — мерзкий яд, отравляющий всех эльфов»
— Нэлар Отэмвэлл, эльфийский жрец Кореллона Ларетиана

Десятки тысяч лет назад эльфы были разделены; доброжелательные по характеру выступили против тех, что были эгоистичны и жестоки. Война между эльфами закончилась, когда добрые эльфы изгнали своих недоброжелательных родственников в подземные глубины. Здесь, в пещерах без света, в бесконечных лабиринтах извилистых проходов тёмные эльфы — дроу — нашли убежище. Они также обнаружили эльфийскую богиню, которая не оставила их. По её приказу тёмные эльфы построили в Подземье целую империю.

Дьяволы — это тирания во плоти, с тоталитарным строем, посвящённым господству над смертными. Тень Девяти Преисподних Баатора простирается далеко в мультивселенной, а Асмодей, тёмный лорд Нессуса, хочет подчинить себе всё сущее, чтобы удовлетворить свою жажду власти. Для этого ему нужно постоянно множить инфернальные силы, отправляя слуг развращать души смертных, из которых потом порождаются дьяволы.

Пробуждённые тьмой растения, наделённые разумом и возможностью передвижения, подобно чуме губят землю. Подпитываемые тьмой через почву, заразы несут в себе древнее зло и пытаются распространить его везде, где это возможно.

«После смерти Бика мы сотворили над его телом заклинание восставший труп. Это было забавно, пока зомби не начал вонять, поэтому мы облили его маслом и отправили в костер. Бик, наверное, оценил бы шутку».
— Фонкин Ноддипик, друг

Откуда-то из темноты слышатся гортанные стоны. В поле зрения появляется шатающееся тело, подволакивающее распухшую ногу и тянущее изломанные руки. Зомби с легкостью убьют всех, кто не успеет избежать их объятий.

«Будьте начеку! Это не ветер воет!»
— Келеста Хоук из Изумрудного анклава

Несомые ветром с далеких гор вопли йети порождают страх в сердцах немногочисленных пастухов и шахтеров, обитающих среди вершин. Эти громадные существа рыщут среди горных пиков в непрестанной охоте за пищей. Их снежно-белый мех позволяет им как призракам бродить на фоне снежных ландшафтов. Холодные как лед, обезьяньи глаза йети могут заморозить добычу на месте.

Карга олицетворяет собой злобу и жестокость. Хоть карги и напоминают морщинистых старух, нет никого беспощаднее этих чудовищных существ, чей внешний вид отражает лишь нечестивость их сердец.

Кобольды — трусливые рептилиеподобные гуманоиды, которые поклоняются злым драконам как полубогам и служат им в качестве приспешников и подхалимов. Кобольды обитают в логовах драконов, когда могут, но обычно заселяют подземелья, собирая сокровища и безделушки, чтобы добавить к их собственным крошечным кладам.

Когда дела у них идут плохо, они похищают детей, до каких могут дотянуться, и приносят их в жертву своему трусливому богу. Хмм, похоже что в конце концов они не слишком то отличаются от большинства людей.
– Воло
Если произнести имя Раксиворт трижды, глядя на свое отражение в зеркале, то ксварты придут к тебе во тьме ночной и украдут заветную безделушку.
– Воло
Если вы верите в то, что говорит вам Воло, то вы этого заслуживаете.
– Эльминстер

Ксварты – жестокие, трусливые гуманоиды, порожденные трусливым полубогом–ренегатом. У них синяя кожа, яркие оранжевые глаза, реденькие волосы, всё это подражает внешности их создателя. Их рост примерно 3 фута.

«Они придумывают своих собственных богов... Это по определению безумие».
— Сабал Миззрим из Мензоберранзана

Куо-тоа это выродившиеся рыбоподобные гуманоиды, которые когда то населяли побережья и острова. Давним давно люди и их род изгнали куо-тоа под землю, где те и обитают в безумии и вечной темноте. Отныне куо-тоа не переносят дневной свет.

«Содружество Чёрной Луны — когда-то они были искателями приключений, преданными своей стране. Теперь они бродят по лесу как стая вервольфов. Король пообещал землю, титулы и золото любому, кто сможет снять с них проклятье. меня, к примеру, Не интересует такая награда».
— Торнстаф, эльф друид

Одно из самых древних и пугающих проклятий, ликантропия, может превратить даже самых цивилизованных гуманоидов в хищных зверей. В своей естественной гуманоидной форме существо, пораженное ликантропией, выглядит как обычно. С течением времени, однако, многие ликантропы приобретают черты своих звериных тел. В зверином теле ликантроп походит на усиленную версию нормального животного. При ближайшем рассмотрении можно заметить слабую искру неживотного интеллекта в его глазах, светящихся красным в темноте.

«Во время всех моих встреч с людоящерами я никогда не мог сказать, о чем они думают. Глаза этих рептилий никак не выказывают намерений. В обмен на свои припасы я получил лишь нервную дрожь по телу».
— записи торговца после встречи с племенем людоящеров на болоте ящеров

Людоящеры — примитивные рептилоидные гуманоиды, обитающие в болотах и джунглях. Их деревушки из хижин процветают в неприступных гротах, полузатонувших руинах и в залитых водою пещерах.

Мефиты — своенравные, похожие на бесов существа, родом со стихийных планов. Есть шесть разновидностей мефитов, каждая из которых представляет собой смесь двух стихий.

Микониды — это разумные, прямоходящие грибы, живущие в Подземье, ищущие просветления и порицающие насилие. Если обратиться к ним с миром, микониды с радостью предоставят укрытие и позволят безопасно пройти сквозь свою колонию.

«Каждые 289 лет вся мультивселенная сходит с ума. Как по расписанию».
— Квинт Стормбеллоу, скальный гном, искатель приключений

Модроны — создания абсолютного порядка, поддерживающие в своем обществе иерархию как в пчелином улье. Они обитают на плане Механус, и следят за его вечно вращающимися шестернями, ведя идеально упорядоченное существование механических аппаратов.

«Перед тем как открыть саркофаг — зажги факел».
— седьмое правило выживания в подземельях Мистика Х

Поднятые темными погребальными ритуалами мумии ковыляя выходят из мертвенно-неподвижного храма или гробницы. Пробуждённая от своего покоя мумия карает пришельцев нечестивым проклятьем.

«Если даже ты уничтожишь меня, я все равно вернусь, и все твои близкие поплатятся».
— Экспликтика Дефайлус, духовная нага

Наги — разумные змеевидные создания, населяющие древние руины и собирающие волшебные сокровища и знания.

Чертовы угре–пауки хотят сделать всех нас рабами! И нет, они не вкусные.
– Воло

Неоги – это злобные работорговцы, которые считают большинство остальных существ, даже более слабых неоги, слугами и добычей. Неоги выглядят как очень крупные пауки с шеей и головой угря. Они могут отравить тело и разум своей цели, и способны подчинять себе других существ, которые превосходят их по физической силе.

Битва для них – всегда насмерть, так что и для тебя с ними тоже.
– Эльминстер

В регионах, где есть горячие источники вулканическая активность или иные влажные и жаркие условия, встречаются огненные тритоны. Эти гуманоидные амфибии живут в милитаристской теократии, почитающей элементальный огонь в его худшей инкарнации.

«Худшие. Танцоры. В мире».
— Сатир Риддлфиддл об ограх

Огры слабы умом, но зато сильны телом. Они живут, грабя, собирая отбросы и убивая ради пропитания и удовольствия. Средняя взрослая особь бывает ростом от 9 до10 футов и весом около тысячи фунтов.

«Он орудовал своим длинным зазубренным ножом варварски, разрывая горло короля под одобрительные вопли своего легиона. Свирепый орк не остановился на достигнутом, неумолимо водя нож вперед и назад до тех пор, пока голова короля дварфов не отделилась от плеч».
— отчет о жестокости боевого вождя Хартуска после битвы при хладной долине

Жизнь орков – это жизнь, посвященная богам. Лютик при рождении, Лютик при смерти и стремление показать себя перед Груумшем между ними.
– Эльминстер

Орки — дикие грабители и налетчики; у них сутулая осанка, низкий лоб и свиноподобные лица с выступающими нижними клыками, напоминающими бивни.

Рои — это не просто обычные скопления крошечных существ. Они формируются в результате какого-то зловещего или нездорового воздействия. Вампир может призывать рои летучих мышей или крыс из темнейших уголков ночи, а одно лишь присутствие лорд-мумии может заставить скарабеев массово выкопаться из песчаных глубин ее гробницы.

Саламандры живут в Море Пепла на Стихийном Плане Огня. У них гибкое тело и острые чешуйки. Невероятная жара омывает их тела, а их желтые глаза светятся словно свечи в глубоких глазницах на их ястребиных головах.

«Деревня была пуста, а чайки необычайно тихими, и шум моря — единственное, что мы здесь услышали».
— отчет о последствиях нападения сахуагинов

Раздающийся над туманными побережьями и волнами бесконечного океана угрожающий гул раковины холодит кровь всех, кто его слышит. Так звучит охотничий рог сахуагинов, призывающий к нападению. Жители побережья называют сахуагинов «морскими дьяволами» за то, что они не ведают жалости, топя корабли и истребляя прибрежные деревни.

Скелеты восстают из мёртвых после воздействия темной магии. Они восстают либо после призыва заклинателя, который воззвал к тем, кто лежит в древних гробницах и на забытых полях сражений, либо возвращаются из могил по своему собственному желанию в местах, пропитанных смертью. Их пробуждает некротическая энергия или присутствие разлагающего зла.

Есть много видов крупного рогатого скота, от обыкновенных волов до более необычных, магических разновидностей.

В мозгу слаада покоится магический камень. Завладейте им, и слаад окажется полностью в вашем распоряжении.

В вечно бурлящем хаосе Лимбо куски лесов и лугов, руин замков и изолированных островов плывут через мешанину огня, воды, земли и ветра. Главные обитатели этого негостеприимного плана — слаады. У них нет дисциплины, и нет формальной иерархии, хотя более слабые слаады повинуются более сильным из страха уничтожения.

«Полы подземелья были чистыми. Это должно было стать для нас первой подсказкой».
— из дневника Джастера Холлоуквилла о своем первом исследовании подгорья

Слизь хорошо чувствует себя в темноте, избегая солнечных областей и экстремальных температур. Она течет по влажным подземельям, питаясь всем, что можно растворить, крадется по земле, капает со стен и потолков, собирается у краев подземных бассейнов и просачивается через щели. Первым предупреждением для искателя приключений о присутствия слизи является жгучая боль от ее кислотного касания.

Круглая, но плоская
Алтарь собачьих владык
Самоцвет на чёрном бархате
Жемчужина в темном море
Переменчивая, но вечно неизменная
— загадка гиносфинкса из горы белый шлейф

В священной изоляции сфинксы охраняют секреты и сокровища богов. Спокойствие и уважение, с которым они принимают новых посетителей, не вяжется с разбросанными по логову костями прошлых гостей и искателей приключений, которые не смогли пройти их испытания. Огромные крылья простираются с обеих сторон их рыжевато-бурого львиного тела, на котором поигрывают мускулы. Передние лапы их настолько мощные, что могут разорвать человека пополам.

Они выглядят как пауки, но их колония ведет себя как муравейник, подчиняющийся королеве, а ее королева – Лолт. А Лолт – та ещё вспыльчивая и жестокая штучка.
– Эльминстер

Хитины – это многорукие гуманоиды со свойствами арахнидов, которые служат Лолт. Они живут в хорошо организованных колониях и показали себя эффективными бойцами в войне с врагами Демонической Королевы Пауков. Иногда, Лолт натравливает хитинов на темных эльфов – несмотря на то, что и те и другие поклоняются ей – чтобы наказать дроу, которые создали хитинов, но разгневали этим свою богиню.

Они падут перед нашими щитами,
Они падут от ударов наших мечей;
Их дом будет захвачен нами,
Иих дети станут нашими рабами.
Ахерон!
Ахерон!
Победа за нами!
— перевод боевой песни хобгоблинов

Звук боевого рога, камни, летящие из катапульт, и звук тысячи обутых ног, маршем пересекающих поле, будут предвещать приход хобгоблинов. Они нападают на границы цивилизованных земель, вынуждая поселенцев тех далеких мест быть всегда наготове к битве. Жажда завоевания хобгоблинов будет удовлетворена лишь тогда, когда захватывать будет уже нечего.

Элементали — это воплощения стихий, которые составляют вселенную: воздух, земля, огонь и вода. Являясь чуть более, чем живой энергией на своих родных планах существования, они могут быть призваны заклинателями и могущественными существами, чтобы принять определённую форму и исполнять поручения.

«Юань-ти отбросили человечность давным-давно, а вместе с ним и свое здравомыслие».
— из книги «Владыки Запретного города» Кодо Видака

Юань-ти — хитрый змеиный народ, лишенный сострадания. В далеких храмах, построенных в джунглях, болотах и пустынях, юань-ти строят планы о том, как будут господствовать над остальными расами, а самих себя сделают богами.

«Власть. Мы все ее жаждем, но лишь единицы из нас заслуживают ее».
— Шемешка Мародер, арканалот из сигила

Юголоты — вероломные исчадия, населяющие планы Ахерон, Геенна, Гадес и Карцери. Они служат в качестве наемников и печально известны тем, что часто меняют сторону. Они — воплощение алчности. Перед тем, как встать под чье-либо знамя, юголот обязательно задаст один-единственной вопрос: что мне лично это даст?