Автор статьи: Venus Venus

Оригинал статьи: Подземелья и Близняшки: Метагейм


Что такое и с чем едят

Итак, что такое этот ваш «метагейм»? Это когда игроки общаются во время игры между собой ООС (вне персонажей) или когда начинают смотреть блок статистики существа-противника прямо на игровой сессии, и не просто читать, а декларировать вслух сопартийцам? Если я скажу Мастеру:

«Я хочу кинуть на Магию, чтобы узнать о уязвимость Х к Z»

Это будет «метагеймом»? И плохо ли это?

Давайте разберёмся. «Метагеймом», в контексте этой статьи, мы будем называть злокозненное употребление Игроком информации, которой не владеет Персонаж Игрока.

Кадр из фильма The Gamers: Dorkness Rising (2008)

К примерам такого метагейма можно отнести следующие ситуации:

  • Вы открываете своим игрокам изображение найденного ими артефакта. Один из них использует поиск по картинкам, чтобы найти название и свойства этого артефакта, а затем рассказывает всем остальным, предупреждая о проклятии и/или экономя время и ресурсы на заклинание опознание [identify].
  • Вы отыгрываете встречу с представителем редкой расы, о которой Персонажам Игроков ничего не известно. Однако Игроки, посмотрев в книге правил информацию о культуре и богах этой расы, начинают оперировать этими знаниями ради своей выгоды.
  • Самый часто встречаемый пример: боевое столкновение. Игрок с «Боевым манёвром», который увеличивает бросок атаки на кость боевого превосходства, заранее смотрит Класс Доспеха противника, чтобы не дай бог не промахнуться. Игрок-заклинатель проверяет все уязвимости и сопротивления чудовища, чтобы сэкономить себе время на исследования и/или ячейки заклинаний.
  • Лидер отряда потерял сознание и кидает спасброски от смерти. Но! Даже это не мешает Игроку, управляющим этим Персонажем, продолжать раздавать советы, сообщать о точном количестве проваленных и пройденных спасбросках.
  • Или же произошёл раскол пачки Персонажей, и отколовшийся кусок повстречал Главного Злодея, чья личность известна Игроку, Персонаж которого физически не присутствует в сцене. Но! Это не помешало ему рассказать об этом другим Персонажам во время описания внешности Злодея Мастером, вследствие чего Игроки устраивают резню, не сказав и пары слов.
  • Адекватный игровой процесс выглядит так: Игрок сообщает Мастеру (в той или иной форме) о том, чего хочет достичь Персонаж. Мастер, подумав, сообщает Игроку о том, какую проверку характеристики совершить, либо вообще не утруждает Игрока броском костей, дав автоуспех/автопровал. Однако многие Игроки любят сразу заявлять, какие навыки они используют, давя этим на Мастера.

Практически любому Мастеру будет неприятно встретить такую ситуацию у себя на игре, но перед тем, как перейти к советам по решению и предотвращения таких ситуаций, необходимо вспомнить и об Игроках.

Вот пример нормального формулирования заявок из «Введения» в «Книге Игрока»:

Мастер: Хорошо, давайте по очереди. Филлип, ты осматриваешь горгулий?

Филлип: Ага. Есть ли какой-нибудь намёк, что они могут быть существами, а не декорациями?

Мастер: Соверши проверку Интеллекта.

Филлип: Применяется ли мой навык Расследование?

Мастер: Конечно!

Филлип (бросает к20): Эх, семь.

Мастер: Тебе кажется, что они выглядят как декорации. Так, Эми, Рива проверяет подъёмный мост?

Да, Мастер тоже способен на деструктивный метагейм. Вот они, грехи:

  • Перегрузка информацией. Желание рассказать побольше о своём мире, приключении и вовлечь в сюжет иногда приводит к тому, что Мастер неслучайно решает за Игроков загадки, раскрывает интриги и читает лекции.
  • Контригра. Подобно тому, как игроки смотрят в статблоки чудовищ, Мастер может давать чудовищам смотреть в листы Персонажей. Например, противники-заклинатели всегда будут знать, когда использовать контрзаклинание [counterspell], а когда нет, а слабые стайки противников будут точно знать, у кого наименьший Класс Доспеха и Хиты.
    Также Мастер может подбирать чудовищ, у которых иммунитет к некоторым состояниям (например, давать противников-небожителей против игроков, Персонажи которых специализируются только на эффектах очарования и/или испуга), урону (давать противников с иммунитетом к основному типу стихийного урона заклинателя).
  • Игра с самим собой. В противовес Игрокам, заявляющим навыки и делающим броски костей без разрешения, есть очень распространённая категория Мастеров, которые заставляют игроков делать проверки, хотя даже намёка на заявку не было.
    «К тебе подходит профессор и читает лекцию. Сделай проверку Анализа, чтобы оформить конспект правильно» — немного утрировано, но суть вы уловили.
    Эта же категория Мастеров создаёт неумелую иллюзию выбора, натягивая успех на провальные проверки и удушая провалами хорошие броски.

Давайте вернёмся к решению нашей главной проблемы — метагейм Игроков.


Это же Меч Х со свойством Y!

Тут всё очень просто — не используйте официальные картинки под официальные артефакты.


Какого цвета дракон?

Я не устану повторять о важности нулевой сессии. Именно на ней нужно не забывать согласовывать кругозор Персонажа Игрока, его предысторию и образование. Если вы это забыли сделать, то это можно организовать непосредственно перед столкновением. Если и это не успели, то научитесь резко перебивать злостного метагеймера такими фразами, как:

«Нет, твой Персонаж этого не знает»

«Откуда *имя_персонажа* это знает?»

«Ещё одно слово, и с неба упадёт Тиамат»

(Последний совет напечатан на форзаце «Руководства Мастера», так что ко мне никаких претензий)


У него уязвимость к твоему XXX!

Этот совет будет касаться не тривиальных столкновений, а судьбоносных сражений с легендарными антагонистами.

Например, вы проводите официальный модуль «Проклятие Страда». Игрокам ещё до начала кампании очевидно, к какому типу принадлежит владыка Баровии, и даже начинающий Мастер сможет найти блок статистики вампир [vampire].

А теперь представим, что вы дали Страду фон Заровичу блок статистики ракшаса [rakshasa], заменив тип существа и добавив минорный флейвор вампирских способностей. Что может помешать Мастеру сделать это? Правильный ответ: ничего не помешает. Более того, при должном подходе это может создать гораздо более интересные столкновения, не ломая повествование.

Если же Игроки не имеют возможности заранее узнать, как выглядит или кем является их противник, то всё становится гораздо проще. Не показывайте картинку, а опишите чудовище с помощью иносказательных эпитетов.

К примеру, вы можете описать камбиона [cambion] как рогатый дьявол (Мальбранш) [horned devil], холмовой великан [hill giant] как огр [ogre], а морское отродье [sea spawn] представить в качестве свежеватель разума [mind flayer].

Те Игроки, которые опирались на метагейм в построении тактики, накажут себя сами.

Ну и последнее решение, требующее наибольшей подготовки — модифицируйте блоки статистики и/или делайте свои с нуля. Помимо соответствующих глав в «Руководстве Мастера», горячо рекомендую опции последователей из «Драконьей сокровищницы Физбана» и Руководства Ван Рихтера по Рэйвенлофту».


Ты видишь, как мой персонаж продолжает умирать…

Тут я могу посоветовать два способа — либо занять метагеймера чем-то своим, либо затыкать по факту нарушения погружения.

Чем можно занять умирающего Персонажа Игрока? Дайте ему контроль над дружественным НПС.

В столкновении не участвуют дружественные НПС? Введите.

Боитесь за баланс столкновения? Введите крысу. Всё! Проблема решена.

Надеюсь, мои советы вам помогут вернуть игру в более приятное русло здорового ролевого отыгрыша. Вот вам главный совет, пока не забыл:

ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ИГРОКАМИ

Всем хороших игр! Следующая статья будет последней в цикле Записок Гнусного Мастера. Тема будет очень простой и довольно сложной одновременно, а именно — Баланс.

  • 26.06.2022