- 2 уровень, некромантия (ритуал)
- Время накладывания: 1 действие
- Дистанция: Касание
- Компоненты: В, С, М (щепотка соли и по одной медной монетке на каждый глаз трупа, которые должны оставаться там все время, пока активно заклинание)
- Длительность: 10 дней
- Классы: волшебник, жрец, паладинTCE
- Подклассы: круг спор (друид), домен упокоения (жрец)
- Источник: «Player's handbook»
Вы касаетесь трупа или других останков. Пока заклинание активно, цель защищена от разложения и не может стать Нежитью.
Это заклинание также увеличивает ограничение по времени, в течение которого труп можно воскресить, так как дни, проведенные под воздействием этого заклинания, не учитываются при подсчёте времени со дня смерти для таких заклинаний как оживление [raise dead].
Нетленные останки [Gentle repose] — Заклинания
Нетленные останки [Gentle repose]
Галерея
На данный момент в галерее нет изображений.
Комментарии
RAW правила не до конца прозрачны: компонент заклинания использует нестандартную формулировка, в которой не указана стоимость. Медная монетка не обязательно стоит 1 мм — это может быть просто медная бляшка без стоимости (так же как кривой меч всё ещё является мечом, но не стоит как новый). Подробнее об особенностях формулировок стоимостей в М компоненте можно глянуть тут: ^.^
Следовательно, т.к. компонент не обладает указанной стоимостью и не расходуется заклинанием, его можно заменить фокусировкой. Дальше 2 сценария:
1. Простой случай — у трупа нет глаз или вы выбираете целью не труп, а «другие останки». В таком случае медные монеты не нужны, а значит заклинание не может окончиться от их пропажи с глаз, а значит работает с формулировкой нормально.
2. Сложный случай — у трупа есть глаза и вы накладываете заклинание на труп. Здесь тоже развилка, но эта зависит уже от Мастера:
2.1 Заклинание накладывается с использованием фокусировки, но оканчивается сразу же, т.к. на глазах трупа не лежат монеты;
2.2 Фокусировка заменяет только щепотку соли, а монеты требуется предоставить. Аргументом тут может быть как то, что «у них есть цена» (что не верно, см. выше), либо то, что заклинание требует, чтобы они лежали на трупы. Последнее оспорить или подтвердить нельзя, потому что есть одинаково верное третье прочтение;
2.3 Фокусировка заменяет М компонент целиком, а текст «которые должны оставаться там все время, пока активно заклинание» является частью М компонента, а не эффекта заклинания, значит тоже заменяется. Другими словами, используя фокусировку вы меняете «М (щепотка соли и по одной медной монетке на каждый глаз трупа, которые должны оставаться там все время, пока активно заклинание)» на «М (фокусировка)», а не на «М (фокусировка, которая должна оставаться там все время, пока активно заклинание)» или иной подобный фарс.
Связанные обсуждения:
• ^.^
• ^.^
Я лично, как Мастер, рекомендовал бы просто разрешить игроку использовать это заклинание без заморочек, учитывая, что иначе труп можно просто лишить глаз и тогда заклинание точно будет работать. Но RAW об этом, к сожалению, внятного ответа не даёт
Особенно умиляют рассуждения "да для кого медная монетка вообще цена". Цена есть, она указана, конец истории. ХБ идите обсуждать в ХБ раздел.
Очень неглупые люди могут сколько угодно рассуждать во множественных тредах о том, как должно бы быть, и даже считать, что для соблюдения единообразности формата нужно писать "по 1мм стоимостью 1мм стоимостью 1 мм" и так до бесконечности - имеют право. Я, в свою очередь, имею право с ними не соглашаться: многие моменты в правилах 5е нарочно оставлены не вполне чёткими, чтобы не нужно было прописывать буквально каждую деталь в каждом мире. Я уже несколько лет довольно плотно работаю с правилами и в плане переводов, и в плане правки ошибок, и согласен, что в некоторых моментах было бы лучше соблюдать четкую форму вроде "если в маткомпоненте написано X стоимостью Y Zм, это компонент со стоимостью" - и да, именно в таком случае было бы «…по одной медной монетке стоимостью 1 мм…»: указывается предмет как компонент и указывается необходимая стоимость; пока же этого нет, это просто тавтология.
Это далеко не единственный пример написания компонента с неоднозначностью, но если взглянуть на все их как на общую картину, я пришел к выводу, что общий замысел везде один - в моём субъективном понимании - компонент со стоимостью это просто необходимость потратить указанную конкретную стоимость для конкретного заклинания, и в контексте вашего мысленного эксперимента - особенно с учетом вашей ссылки на торговлю - всё так же. Не украсть, не выторговать скидку, не найти в подземелье, не разбить бриллиант в бриллиантовую пыль - хотя, разумеется, такие варианты тоже приемлемы, это же ролевая игра - но базовый смысл именно в том, чтобы потратить указанную сумму. Пачка чая в Вотердипе стоит 10зм, а у плантации 5 см, но потратить тебе нужно 10зм.
И да, в контексте этого понимания 2 мм действительно не та сумма, за которой стоит гоняться и которую вносить в логи, но мы же обсуждаем техническую возможность трактовать деньги не как деньги. Т.е. с одной стороны - никто не будет заставлять персонажа списывать 4мм за кружку пива, подразумевается, что, хотя в чарнике обычно отслеживаются только золотые, россыпь мелочи в кармане тоже найдется. С другой, вы подразумеваете, что у заклинателя с фокусировкой в кармане не найдется двух медных монет, которые нужно положить на глаза в процессе необходимого касания.
Ну и если подробнее про мысленный эксперимент, можно ещё упороться в то, должны ли монеты быть медными из-за химических свойств меди на мертвом теле, или это плата перевозчику душ - и тогда ценность монеты определяется вообще перевозчиком? Про погнутую, ржавую или чужестранную монету в целом ответил выше, мой опыт говорит, что понимать стоит прежде всего не как "иметь компонент", а как "потратить Х денег". В этом плане - да, мастер решит, но он решит не "стоит ли конкретный кусок металла 1мм", а "является ли этот кусок металла монетой в 1мм".
Я, в свою очередь, вашей личности тоже не касался, а пытался донести, вероятно, не вполне корректно, что приносить в обсуждение нужно конкретные аргументы, а не "одна бабка на стаковерфлоу сказала". Если мы обсуждаем правила - мы обсуждаем правила, а не интенции, если они противоречат правилам. Если какой-то момент оставлен на откуп мастеру - это пожалуйста. Иначе это ХБ, обсуждение которого в официальных карточках мы не одобряем, и вы согласились с этим при отправлении комментария. Хорошего денёчка.
1. Это заклинание — единственное в игре, где стоимость компонента (если мы всё же полагаем, что она исчисляется) исчесляется медными монетами. Ближайший следующий шаг — это Громовой клинок, для которого сам Кроуфорд (к значимости слов которого, я надеюсь, вы не сомниваетесь, — он лид геймдизайнер системы) писал, что разрешил бы использовать Теневой клинок в качестве Материального Компонента, пусть у него и не указана стоимость. Да, он не сказал, что это положено по правилам, но это очень чёткое обозначение интента многих М компонентов
2. Это заклинание — единственное в игре, где стоимость компонента (если мы всё же полагаем, что она исчисляется) может изменяться в зависимости от обстоятельств вплоть до отсутствия (т.к. можно таргетить части тела, не обладающие глазами)
3. В игре есть заклинанания, где указаны компоненты, стоимость которых прописана в системе, но не прописана в заклинании, что позволяет их заменять. Яркими примерами того являются заклинания с использованием Святой воды — например, Рассеивание добра и зла
4. Наконец, если смотреть в дизайнерские задумки и даже в историю системы, то, если мне не изменяет память, в 3.5 заменяемый компонент описывался как компонент с незначительной стоимостью. Также есть мнение, упоминавшееся в Dungeonomicon (я бы оставил ссылку, но сами понимаете. Можете найти по запросу «Material Components: A Joke Gone Way Out of Hand»), что Материальные компоненты, кроме тех, которые действительно стоят осязаемое количество золота, — ничего более, чем шутка для своих: из гуано летучих мышей можно сделать порох, т.е. фаербол — это просто магическая граната, медные монетки клали на глаза для Харона — историческая отсылка (как вы и упомянули сами).
Будучи по профессии геймдизайнером и 24/7 находясь в англоязычном сообществе ролевых игр (прежде всего 5e, разумеется), читая всё в оригинале и т.д. и т.п., я, со своей колокольни, вижу желание назвать медные монетки компонентом со стоимостью — тем уровнем придирчивости, на который система не расчитана и никогда не выставляла себя рассчитанной.
Итак, подытожу, как я вижу проблему стоимости этого Компонента:
1. Монетки явно не нужны для баланса игры, потому что слишком дёшевы.
2. Исторический контекст компонентов с низкой стоимостью в шутке-минутке, а монетки очевидно являются культурной отсылкой, потому что Харон.
3. Монетки не содержат прямого указания стоимости либо создавая единственный в игре прецедент, либо ссылаясь на «здравый смысл» (что, имхо, не слишком разумно в игре, где с растениями можно говорить, фаербол не наносит урон предметам, хотя поджигает, а все виды воскрешения строго по правилам не работают, потому что труп — это не существо, а предмет).
4. В игре есть заклинания с компонентами с очевидно высокой стоимостью, прописанной в Книге игрока (святая вода), которые, тем не менее, заменяемы фокусировкой, т.к. их стоимость не указана.
5. Если предположить, что это заклинание должно считать монетку заменяемой, то я лично не вижу более лаконичного способа указать это. Кроме как, возможно, сказать, что монетки должны быть деревянными, покрашенными в коричневый, чтобы точно избежать аналогии с мм как механической игровой валютой.
6. Медная монетка не использует стандартное игровое сокращение 1 мм, которое используется буквально всегда, когда речь идёт о стандартизированной механической цене (если вы знаете случай обратного — дайте знать).
С учётом всего этого мне кажется крайне маловероятным, что дизайнеры решили сделать садистское заклинание с платным компонентом, зависимым от искуственной переменной, которую можно убрать хирургически (вырезав глаза или просто используя только часть трупа), и который стоит принебрежимо мало по сравнению даже со многими «бесплатными» компонентами — так вот, я не могу поверить, что дизайнеры сделали всё это просто чтобы поиздеваться над игроками и Мастерами, когда они же в начале всех книг заявляют, что правила — это лишь рекомендации, нужные для достижения конкретных механических целей (коих в случае с монеткой я не вижу). И даже *если* это так (на что правила не дают однозначного ответа, а значит использование формулировки RAW не корректно), то я глубоко убеждён, что никакому уважающему себя Мастеру не стоит форсировать это правило на игроков, если только вы не играете в сверхреализм (хотя в таком случае у вас вряд ли будут мешочки с компонентами изначально).
1. Конечно, единственное. Практически всё в игре исчисляется золотыми, потому что нет особого смысла что-то считать в чем-то ещё. Но если вы зарплату меряете в рублях, это же не значит, что копейки исчезли из вселенной - их просто все отбрасывают за исключением случаев, когда это важно. Правила гласят, что если указан компонент, имеющий стоимость - это важно. Что до Громового клинка, то тут нужно смотреть не только и не столько на Кроуфорда, сколько на историю (хотя это как раз один из случаев, про которые я оговорил выше). Дело в том, что изначально Громовой клинок вместе с товарищем имел дистанцию в 5 футов и компоненты ВМ (оружие). Дистанция нам сейчас не очень важна, хотя это тоже забавный факап, а вот материальный компонент и является предметом нашего интереса. Просто "оружие" означает очень много допустимых вещей - дальнобойное оружие, возможно, импровизированное, но главное - у него нет стоимости, а значит, его как раз таки можно заменить фокусировкой. В эррате и репринте компоненты стали такими, как мы их видим сейчас - СМ (рукопашное оружие, стоящее не меньше 1 см). То есть интент был в том, чтобы клинками не стреляли из лука или фокусировки, а били настоящим оружием. Да, Теневой клинок или другое призываемое оружие таким образом RAW оказывается на дороге, что сам Кроуфорд впоследствии и подтвердил, сказав что "ой ну раньше-то это я говорил про своё личное воззрение как ДМа, а не про правила!!12". Выпустить ещё одну эррату - да нахрен надо, сами разберутся!
2. Да, конечно, есть несостыковки в компонентах, но пока нет эрраты или хотя бы сажи, мы не можем говорить о правках. А их нет, как и на многое-многое другое, сотни вопросов висят годами без ответа. Поэтому пока как есть, так и читаем - святую воду заменяем фокусировкой (хотя 25зм на 9м уровне это тоже совсем немного, да и там святая вода ИЛИ дешёвый порошок), оружие или монеты - нет.
3. Опять же, мы не можем делать предположения на тему того, что считается осязаемым количеством денег. Только то, нужно ли тратить деньги/доставать компонент или нет. Так, заклинания 7го уровня могут требовать компонентов со стоимостью в жалкие 5 зм, а 1го уровня 100зм.
И, повторюсь, нет никакого заявленного формата, который бы четко определял стоимость. Нет, 1см или 23зм - это лишь сокращения, а не отдельные термины. Таким образом, стоимость указана везде, где указана монетарная величина, а мы спускаемся к термину нижележащему - это медные монеты, серебряные там или золотые. Если бы и они не были определены, можно было бы говорить о здравом смысле и "натуральном языке", но они определены и увязаны между собой и товарами. Ещё один прикол в том, что фунт чистого серебра (товар) стоит ровно столько же, сколько фунт серебряных монет (50 монет). Аналогично и с другими металлами. Выводы из этого можно сделать самые разные, но прежде всего тот, что нельзя просто так приравнять кусок серебра в 9г и серебряную монету весом в те же 9г: монеты есть монеты, металл есть металл.
Насчёт Харона. Из того, что "монеты должны оставаться на глазах всё время" можно сделать несколько выводов:
1. Дело на самом деле не в перевозчике, а в том, чтобы держать на глазах груз, чтобы глаза всё время действия были закрытыми.
2. Неясно, каким именно образом фокусировка может удовлетворять требованию "чтобы монеты лежали 10 дней".
Алсо я всё ещё не понимаю, в чем проблема и садизм. Это всё ещё заклинание с дистанцией в касание и прописанной необходимостью прикоснуться к останкам. То есть заклинателю в любом случае надо потрогать труп и фокусировку или щепотку соли, в чём сложность добавить в манипуляции 2 мм? Чтобы не платить 2 медяшки? Или я упускаю что-то?
Касаемо Харона и монеток:
1. Не то, чтобы это важно, но я вообще не понял, откуда вы считали интенцию закрытых глаз. Отсылка то это явно отсылка; можно спорить о том, на что конкретно, но это на правила вообще никак не влияет.
2. По этому поводу (фокусировка на глазах 10 дней) я писал в самом первом своём сообщении и здесь я с вами полностью согласен — вординг ужасен. Я выше представил несколько вариантов прочтения и того, как можно решить эту проблему. Повторяться не стану, чтобы не засорять и без того непомерно большой тред.
Касаемо проблемы и садизма. Пойду от малого к большому. Уровень страданий 1 — гемор. Во первых (из опыта игр с большим количеством самых разных людей, который у нас, разумеется, может отличаться), почти никто из искателей не носит с собой мм, в итоге разбрасываясь зм-ками и оставляя сдачу на чай. Либо же вообще не покупая продукты, которые стоят 1 мм. И оно и понятно: зачем тебе, искателю, которому золото класть некуда, тащить с собой медь? Особенно в какое-нибудь подземелье, куда вообще лучше идти разгруженным. Но если это заклинание этого требует и не заменяемо — то придётся. Может ли опыт игры за вашим столом быть иным? Безусловно. Будет ли в таком случае опыт игры за вашим столом соответствовать правилам (если мы исходим из предположения, что «мелочь найдётся»)? Не то, чтобы. Компоненты с указанной стоимостью должны именно, что *быть*, а для компонентов с незначительной стоимостью, которые «найдутся» и придуманы мешочек с компонентами, либо фокусировки. Если этих проблем вам кажется недостаточно — то правильно, потому что это только начало.
Уровень страданий 2 — ролплей и механики каста. Правила использования М Компонентов известны своей абсолютно бессмысленной и беспощадной перегруженностью — надеюсь, тут вы спорит не станете. Добавьте к этому то, что часть Компонента (щепотку соли) заменить можно 100%, а другая часть — это медные монетки, которые, положим, не заменяемы, и возникает банально отыгрышево-механический момент того, сколько свободных рук должно быть у персонажа. Но, допустим, вы закроете на это глаза и скажете, что фокусировку можно использовать той же рукой, которой монетки (хотя, опять же, это скорее вольное допущение Мастера, чем прямое прочтение правил, ибо последнего просто не существует).
Уровень страданий 3 — смертельно опасный. Наконец, есть проблема единственного в игре (насколько я знаю) заклинания, одно из условий функционирования которого указано в Компоненте. Лежание глаз на трупе явно не будет проблемой, если вы просто муруете его в стену до лучших времён, но это может стать *очень* большой проблемой, если вы спасаете товарища на поле боя и не имеете под рукой клирика, который может его воскресить, а потому вынуждены на всех парах тащить его из подземелья на поверхность или [вставьте любой другой неприятный трудный маршрут]. Здесь происходит как раз основной садизм, ибо в мире, где скотч не изобрели, придётся либо придумывать костыли вроде обматывания головы бинтом, либо что-то ещё, лишь бы монетки не отпали. Иначе товарищ может всё. Совсем всё. С концами. А если вы бежите в город как группа искателей 3-го уровня, у вас может просто не быть ещё одной ячейки заклинаний. И вот подобного рода садизм крайне сильно напрашивается в этом заклинании даже если вы не злобный дм — хватит просто банального человеческого понимания того, что трупы не имеют свойства держать голову вертикально вверх при переноске (да и при лежании тоже вообще говоря). Так что при здравом смысле монетки на глазах никак не удержатся без поддержки, а значит заклинание почти гарантированно окончится. А Возрождение работает только в течение минуты.
В качестве ещё одного мысленного эксперимента, который пришёл мне в голову уже позже. Если бы традицией было класть не монетки, а, скажем, кусочки коры на глаза умерших — вы же можете представить, что в этом заклинании были бы написаны они? И их точно можно было бы заменить фокусировкой. Да, разумеется, написаны там медные монеты и это уже действительно ближе к разделу ХБ, но всё же. Мне пока этот компонент по-прежнему представляется невинной шуткой, которая, при слишком буквальном прочтении, может привести к фатальным последствиям в самом прямом смысле этого слова.
P.S. Серьёзно, как на этом сайте делать нормальные абзацы? Тут есть какой-то гайд по разметке текстов или вроде того?
В качестве адвоката дьявола я вынужден повторить, что с точки зрения правил как написано, так и работает: было бы написано "кусочки коры" или металла, или просто груз - мы бы стали смотреть на то, что получилось. Скорее всего, компонент был бы сформулирован иначе, возможно - без требования держать груз всё время.
Касательно страданий:
1. Как мастер я согласен, что "взять из воздуха 2 мм" и "заменить их фокусировкой" с точки зрения экономики эквивалентны. Но с точки зрения логики - увы. Лично я не большой любитель давать за кусок хлеба золотой, привлекать к себе внимание и слушать лесть. Да, я как игрок могу списать 1зм, но мой персонаж скорее всего даст адекватную монету. С другой стороны - если вы так печётесь о загруженности, чтобы не носить с собой размен, почему вы вообще носите с собой золотые, а не векселя или там платину? При этом - ведь вы же возьмёте с собой другие компоненты для заклинаний? Алмаз там для хроматик орба? Бриллиантовую пыль для воскрешения? Почему взять несколько монет - проблема, если уж вы ими не пользуетесь принципиально?
2. Это та же рука: нет никакого разделения материального компонента на фокусировку и остальное; все элементы компонента предоставляются условно сразу, в одну транзакцию. Можно, конечно, использовать и больше конечностей, но одной руки достаточно)
3. Ну вот здесь, мне кажется, это вы уже излишне буквально читаете процесс игры. Это что-то на уровне "бросать акробатику, чтобы подняться по лестнице". Ну пусть обмотали голову бинтом, чтоб не отпали - меня лично бы устроило. Меня бы устроило вообще не думать об этом, если честно. Да и что значит "с концами"? В 99% случаев это означает только то, что местный клерик не сможет воскресить его - но в другом-то месте смогут?
В общем, как игрок и мастер, я не вижу причин для страданий даже если играть как написано. В конце концов, абсолютное большинство людей играет в героическое фентези, а не в менеджмент денег, стрел и веса.
А форматирование пока в работе.
Для меня ношение монеток на глазах трупа — это не бросок на завязывание шнурков, а скорее на прыжок на Луну. При этом я вижу, как можно оправдать замену монетки рядом взаимодополняющих, пусть и не-абсолютных аргументов, а вот лежание монеток на глазах — это прямо описанная в заклинании механика, с которой мне искренне очень хотелось бы поспорить, но, увы, там вординг слишком прямой: «должны оставаться там все время, пока активно заклинание».
Касаемо «с концами» — да, разумеется, более высокие формы воскрешения могут сработать и всё такое, но если играть по книжке и считать распространённость заклинателей, какой её завещал Гринвуд, то грустно получается. Говорю ли я, что стоит играть в Гринвудовские Забытые королевства или даже что большинство так играют? Келемвор помилуй, конечно, нет. Но это уже всё-таки предположения насчёт плейстайла и сеттинга — вещь ну ооочень топкая. Единственное, что можно констатировать более-менее уверенно, — это то, что заклинатели 5-го уровня на дороге не валяются и им и без того есть, кого воскрешать. А 9-го (для Оживления или Реинкарнации) — так тем более. И это не говоря про дорогущие Компоненты.
Отвечая на вопросы уже более личные, на грани с оффтопом:
1. Касаемо платины и векселей — это разумно, но они слишком неликвидны. При далёких путешествиях брать с собой золото не разумно, так что пм и векселя могут быть отличным решением, хотя в данж я бы не брал вообще ничего, но это личное предпочтение. Касаемо ежедневной носки: 1 пм даже для искателя на выпивку/яблоки/хлеб — жирновато, не говоря уже про вексели, а вот разница между 1 мм и 1 зм такая себе. Я в своё время пришёл к тому, что 1 зм ≈ 1000 ₽ или 10$. На истинну в последней инстанции не претендую, но пока работает безотказно (закрывая глаза на поломанную экономику днд в целом, но это совсем уж оффтопный оффтоп). И так и получается, что кинуть хрустящую тысячерублёвую за кусок хлеба — это флекс, а вот 10к — это как-то уже просто неприлично. Плюс я не думаю, что плата золотым за хлеб привлечёт сильно больше внимания, чем банальная внешность среднестатистического искателя. Можно даже вкидывать шутки о том, что с искателей ждут огромные чаевые, подобно тому, как в реальном мире их ждут от иностранцев из богатых стран или как таксисты накручивают счётчик из аэропорта. В более продвинутых сеттингах я и некоторые Мастера, которых я знаю, используют аналоги электронных кошельков как раз для решения проблемы переносимого золота — и это удобно и весело ровно до того момента, когда заклинание говорит, что ему нужно иметь именно 1 мм и хоть убейся. Можно ли носить их как остальные платные М? Разумеется, но со звёздочкой. В таком случае их надо и искать, и приобретать, как все остальные платные М. Потратить 5 мин сессии на поиск ювелира с алмазом на 50 зм — это звучит разумно, а на медяки — слишком людоедски-душно. При этом мм можно ещё и растерять по пути (потому что глаза клейкой поверностью не обладают), и, будто того мало, их нужно всегда разное количество (вдруг мне нужно будет сохранить останки паука, бехолдера, или, Тимора помилуй, медузы или бормочущего ротовика).
2. Пусть будет так, хотя мне и трудно себе представить, как это должно выглядеть. Но тут я должен ответить себе своим же «игра с драконами и говорящими кустами не обязана быть настолько релистичной».
3. В моих играх смерть — это реальная возможность, о которой игроки знают. Она случается редко, потому что я всегда стараюсь давать игрокам информацию в избытке, чтобы они могли подготовиться. Но если смерть случается, то простым «ну мы как-нибудь его до города дотащим и там разберёмся» дело не решается. Смерть — это страшно, и должно быть страшно, иначе каждый встречный-поперечный рассекал бы по небесам на приручённых драконах, а местным не нужна была бы помощь с нежитью — сами бы вилами запинали.
В том, что играть следует в удовольствие, я думаю, мы с вами сойдёмся безоговорочно. Но разговор всё же начался с обсуждения механик, а не того, как веселее) Так что играют ли большинство в героик фентези? Да, и для избежания излишнего менеджмента и придуманы фокусировки и мешочки. Считает ли 5е себя героик фентези? Это тема для отдельного очень долгого разговора, который непомерно ту мач для и без того непомерно раздутой дискуссии о паре медных монет. Точно можно утверждать только, что в 5е есть правила для сбора стрел и определения нагрузки, и они не являются опциональными, даже если большинство и принимают решение закрывать на них глаза (и правильно делают).
Если вас устроит, я предлагаю на этом и закончить. Я как понимал, так и понимаю вашу позицию о том, что медная монетка стоит 1 мм, но всё ещё не считаю её тем, что стоит вводить в игру. Впрочем, признаюсь, теперь я сомневаюсь, задумывали ли дизайнеры монетку как М со стоимостью. Но я её считать таковой не буду, просто потому что если да, то это, имхо-имхо-имхо, очень плохой дизайн. Будучи до конца откровенным, я и не по 5е играю, а по своей авторке на основе 5е, созданной как раз из-за таких проблем, и за описанием этого заклинания полез как раз потому, что занимаюсь переработкой спеллов сейчас, но это уже совсем другая история. Хороших вам игр и удачи в работе над форматированием!
Жрец: "Нетленные останки!
Лич: ...