Часто задаваемые вопросыНовичку

  • Источник: «Player's handbook»

Заклинания бонусным действием и ограничения на наложение заклинаний в ход

Один из самых часто задаваемых вопросов на самом деле не такой сложный, если смотреть на него буквально и не пытаться переформулировать, подменяя понятия.
Если вы накладываете заклинание бонусным действием, то не можете наложить в тот же ход другие заклинания до или после него, за исключением заговоров со временем накладывания 1 действие.

Ни "только одно уровневое заклинание за ход", ни "накладывать заклинания или основным или бонусным действием", ни "если наложил бонусом, то нельзя реакцией". Только так, как написано.

Отсюда вытекает, что в ход вы можете наложить:

  • либо заклинание (включая заговор) основным действием + заклинание реакцией
  • либо заклинание (только заговор) основным действием + заклинание бонусным действием

Если у вас есть умение Всплеск действий, то вы можете наложить ещё одно заклинание основным действием, полученным от этого умения, но если в этот ход вы накладываете заклинание бонусным действием - это заклинание тоже должно быть только заговором со временем накладывания 1 действие.

Если вы не накладываете заклинание бонусным действием, вы всё ещё можете накладывать заклинания реакцией в тот же ход; таким образом, если ваш Огненный шар пытаются отменить с помощью Контрзаклинания, вы можете применить Контрзаклинание на Контрзаклинание, а вот если вы накладываете Лечащее слово - нет.

При этом не имеет значения, накладываете вы заклинание с базовым временем накладывания 1 бонусное действие как обычно, используете Ускоренное заклинание или накладываете заклинание с помощью предмета или иной особенности.


Расчёт Класса Доспеха

Все умения и особенности, которые говорят "ваш базовый КД равен ...", нужно понимать именно так, как они написаны: ваш базовый КД становится равен указанному значению. При этом формулу нельзя разбить на компоненты и собрать из них то, что вам хочется, можно только выбрать один из доступных вариантов; ни один из вариантов не суммируется с другими.

Например, если взять тортла монаха, на которого хотят наложить доспехи мага, у него будет четыре варианта расчёта КД: (10 + ЛОВ) + бонусы ИЛИ  (17) + бонусы ИЛИ (10 + ЛОВ + МУД) + бонусы ИЛИ (13 + ЛОВ) + бонусы. Здесь внутри скобок записаны различные варианты базового КД:

  • 10 плюс модификатор Ловкости — базовый вариант без надетых доспехов
  • 10 плюс модификатор Ловкости плюс модификатор Мудрости от умения Защита без доспехов Монаха
  • 13 плюс модификатор Ловкости от Доспехов мага
  • или просто 17 от особенности Тортла
Какой бы вариант вы ни выбрали, он не суммируется с другими, и уже поверх базового КД применяются бонусы к КД.

При этом обратите внимание, что природный доспех (как особенность тортла) не считается надетым доспехом, именно поэтому на тортла без доспехов всё равно можно наложить Доспехи мага. И наоборот, если тортл будет воином с Боевым стилем: Оборона, этот бонус не будет работать, пока тортл не наденет настоящий доспех.


Действие "Атака" и процесс атаки

Существует важная разница между процессом совершения атаки и действием под названием "Атака": совершение атаки - это процесс непосредственной атаки оружием или заклинанием, включающий бросок атаки, а действие "Атака" позволяет совершить одну такую атаку. В принятых на сайте правилах оформления легко отличить одно от другого: когда речь идёт о действии Атака, слово будет с заглавной буквы, а когда о процессе - со строчной.

Действие Атака - базовое, доступное практически всем существам: даже безобидный кролик может использовать действие Атака; у него нет оружия, но он может совершить безоружный удар по обычным правилам.

У персонажей игроков могут быть умения, позволяющие нанести при использовании действия Атака не одну атаку, а две или больше. В каждом таком умении или особенности чётко написано, сколько именно атак можно совершить за одно действие Атака, то есть ни одно такое умение не даёт "плюс одну атаку", а только заменяет количество атак. Эти умения срабатывают, только если вы используете действие Атака в свой ход - они не работают с другими действиями, позволяющими совершать атаки; аналогично, механика Сражения двумя оружиями тоже требует именно действия Атака.

У неигровых персонажей как правило нет умений, увеличивающих количество атак за действие, но у них нередко есть действие Мультиатака, выполняющее сходные задачи. Даже если вы каким-то образом получили и Мультиатаку, и умение Дополнительная атака или аналогичное (например, мультиклассируя в друида), не забывайте, что это разные действия, которые не работают вместе; вы совершаете либо действие Атака (возможно, задействовав умение Дополнительная атака), либо действие Мультиатака.


Виды атак

В системе есть четыре базовых вида атак:

  • рукопашная атака оружием - рукопашное оружие, безоружные удары; некоторые заклинания, как Громовой клинок, тоже совершают рукопашные атаки оружием
  • дальнобойная атака оружием - дальнобойное оружие, метаемое оружие со свойством Метательное
  • рукопашная атака заклинанием
  • дальнобойная атака заклинанием

Обратите внимание, что безоружный удар - относится к рукопашным атакам оружием, хотя оружия там и нет. Требующие непосредственно оружия в руках атаки в системе обозначаются как "атаки с использованием оружия".

Например, первые два преимущества Меткого стрелка говорят о дальнобойных атаках оружием, поэтому они срабатывают и на метание оружия; третье же преимущество явно говорит об атаке с использованием дальнобойного оружия, и для метаемого рукопашного оно работать не будет.

Однако стоит отметить, что формулировка "с использованием оружия" иногда подразумевается, но не прописывается явно. Так, черта Дикий атакующий или умение Паладина Божественная кара требуют рукопашной атаки оружием, однако применяют свой эффект к оружию, что создаёт двойственную ситуацию: технически особенности с безоружным ударом работают, но практического эффекта не имеют.

Толчок и Захват - это особые рукопашные атаки, выполняемые по собственным правилам.

Атака вторым оружием по правилам "Сражения двумя оружиями" тоже имеет особые правила: к урону этой атаки не добавляется модификатор использованной характеристики. Однако следует учитывать, что это исключение не распространяется на другие атаки, совершаемые Бонусным действием: правило явно оговаривает, что модификатор не добавляется исключительно к урону атаки, дарованной этим правилом, то есть к атаке Бонусным действием, например, от черты Мастер древкового оружия модификатор характеристики всё ещё применяется.


Дополнительный урон, порции урона и критические попадания

В системе есть масса умений и особенностей, увеличивающих урон атак. Большая их часть говорит о "дополнительном" уроне. Дополнительный урон добавляется к основной порции урона атаки, однако есть случаи, когда урон разделяется на несколько порций: например, зачастую добавочный урон от яда считается отдельной порцией урона; смотрите, указан ли добавочный урон как дополнительный.

Зачастую непринципиально, одной порцией приходит урон или несколькими, но есть два важных исключения: спасброски концентрации и критические удары.

Когда при броске кости атаки выпадает "20" (как правило; есть умения, расширяющие область критического попадания), атака считается критическим попаданием. При этом удваиваются все кости, входящие в урон атаки: это включает в себя кости Скрытой атаки, Божественной кары и вообще всего "дополнительного" урона. Фиксированный бонус к урону, как например, модификатор характеристики или бонус от Мастера тяжелого оружия, костями не является и потому не удваивается. Отдельные порции урона тоже не увеличиваются при критическом попадении, поскольку не являются уроном от атаки.

Если получающее урон существо концентрируется на заклинании, оно должно пройти спасбросок Телосложения, чтобы сохранить концентрацию, и в таком случае разделение на порции тоже важно: если весь урон приходит одной порцией, цель должна пройти один спасбросок, но с более высокой Сл, а если несколькими - Сл будет ниже, но пройти нужно сразу несколько бросков.

Разделение на порции может быть важно и в других случаях, таких, как порог урона.


Уровни и Бонус Мастерства

Почти все умения и особенности, зависящие от уровня, зависят от вашего уровня в том или ином классе. Разумеется, если вы не мультиклассируетесь, уровень персонажа будет равен уровню в классе.

Две вещи, однако, зависят от общего уровня вашего персонажа. Первая - это заговоры; заговоры усиливаются с ростом уровня вашего персонажа, вне зависимости откуда они получены.

Вторая - это Бонус Мастерства (БМ), отражающий неизбежный рост эффективности персонажа, чем бы он ни занимался. Несмотря на то, что БМ указан в таблицах классов, он тоже зависит от уровня персонажа.


Скрытность и невидимость

Невидимость не делает персонажа незаметным, только блокирует видимость. То есть несмотря на невидимость, враги и союзники всё равно понимают, в каком месте находится невидимое существо - будь то из-за звуков, оставляемых следов или запаха.

Действие Засада, в свою очередь, полностью скрывают существо, но, возможно, не от всех врагов, и только вне области прямой видимости. Поскольку чаще всего игра идёт без опционального правила о Конусах зрения, зачастую эффект Скрытности заканчивается, как только спрятавшееся существо делает атаку или двигается.

Таким образом, невидимость позволяет двигаться, но не полностью скрывает существо. Засада позволяет скрыться полностью, но не даёт двигаться, иначе его увидят. Однако если невидимое существо использует Засаду, оно может передвигаться, не выдавая своего местоположения.


Бонусное действие

Вне зависимости от того, сколько имеющихся у персонажа умений и особенностей говорят "бонусным действием вы можете...", ни одно из них не даёт вам второго бонусного действия. То есть все подобные умения и особенности только предоставляют вам варианты использования вашего единственного бонусного действия.

При этом бонусное действие не стоит воспринимать как что-то, не использовав что в свой ход, вы потратите его зря. Не забывайте, что если у персонажа нет умений или особенностей, дающих ему бонусное действие, бонусного действия у него просто нет. Так, формулировка Хитрого действия Плута "Вы можете в каждом своем ходу боя совершать бонусное действие" не даёт вам ещё одно бонусное действие, а просто констатирует возможность его использовать.

Таким образом, если взять для примера Плута 3-го уровня, вооружённого двумя кинжалами, он может использовать следующие варианты бонусного действия:

  • Рывок — от умения Хитрое действие
  • Засада — от умения Хитрое действие
  • Отход — от умения Хитрое действие
  • Точное прицеливание — от одноимённого умения из TCE и только если Мастер разрешил вам его получить
  • Атака вторым оружием — от правила Сражение двумя оружиями и только если плут уже использовал действие Атака для атаки одним из кинжалов

Сопротивления и снижение урона

Сопротивление снижает урон в два раза. Как обычно, округление при этом идёт в меньшую сторону, что означает, что урон может снизиться до нуля. Это вполне нормальная ситуация, точно так же, как безоружный удар или атака оружием с маленьким броском урона, совершённые существом с отрицательным модификатором Силы, будут наносить 0 урона. Это не значит, что атака промахнулась; если у существа есть умения или особенности, добавляющие к атаке дополнительный урон, атака вполне может нанести, скажем, 0 колющего урона и 3 дополнительного урона огнём.

Если урон наносит эффект, говорящий, что при успешном спасброске урон снижается вдвое, сперва урон снижается за счёт спасброска, а затем применяется сопротивление, причём округление происходит на обоих этапах; так, 35 изначального урона от Огненного шара превращается в 17, а затем только в 8.

Если умение или особенность говорит, что те или иные атаки "считаются магическими при определении преодоления сопротивления и иммунитета", это отключает только то сопротивление, которое удовлетворяет условиям. Например, если у атакующего монаха есть умение, говорящее, что его "безоружные удары считаются магическими при определении преодоления сопротивления и иммунитета", а цель атаки под эффектом Ярости, дающей сопротивление дробящему урону без дополнительных условий, эти атаки всё равно будут встречать сопротивление: Ярость даёт сопротивление к магическому дробящему и немагическому дробящему. Аналогично, если сопротивление, например, даётся против "немагических атак, кроме совершённых посеребренным оружием", это условие не работает против сразу двух классов оружия: и магическое, и посеребренное оружие будет преодолевать это сопротивление.


Типы бросков

В игре есть три базовых типа бросков к20, на которых основана вся игра:

  • бросок атаки
  • проверка характеристики. Частный случай проверки характеристики - это проверка навыка или инструмента. Бросок инициативы - это тоже проверка характеристики (Ловкость), поэтому, например, умение Мастер на все руки Барда даёт бонус к инициативе.
  • спасбросок. Спасбросок от смерти - тоже спасбросок, но к нему не применяется модификатор никакой характеристики

Во всех случаях бросок к20 сравнивается с определённым числом. Если результат броска после применения всех модификаторов больше или равен этому числу, бросок успешен: атака попадает, спасбросок пройден, проверка завершилась успехом (за одним исключением: если это состязание проверок, результат желающего изменить текущее положение вещей должен быть строго больше "защищающегося").

Комментарии

Глюк
9 месяцев назад
#
Заклинания реакцией, накладываемые не в свой ход, а в раунд (в чужой ход), могут ведь быть наложены, если в свой ход бонусным действием наложено заклинание? Буквальная формулировка цитаты, выделенной синим, подразумевает, что может, но дальнейший комментарий в этой статье, хоть и использует тот же термин "ход", как будто пытается запретить накладывать контрзаклинание после лечащего слова. Или речь идёт о том, что если на ваше лечащее слово кидают контрспелл, то вы не можете контрспельнуть в ответ, так как это всё ещё ваш ход; но если после вашего хода кто-то другой в его ход что-то кастует, вы можете контрспельнуть, даже если перед этим в свой ход наложили лечащее слово?
Ennin
9 месяцев назад
#
Последнее.
TardigrAdant
7 месяцев назад
#
В поле антимагии магические удары монаха являются магическими?
Дмитрий Богданов
7 месяцев назад
#
С 6-го уровня они считаются магическими только для преодоления сопротивлений, для всего остального они немагические.
ArcjerzForDayz
7 месяцев назад
#
Есть вопрос по снижению урона. При удачном спасброске снижается урон вдвое (от определённых атак). Сопротивление тому или иному урону второй раз снижает уже сниженный урон?
Ennin
7 месяцев назад
#
Да, причём округление вниз идёт на каждом этапе, поэтому 35 изначального урона в таком случае превратится в в 8.
Егор Хондак
1 месяц назад
#
В РНВ на 196 странице написано, что критическое попадание дает возможность дважды бросить кубы урона. У вас написано, что при крите значение на кубах урона удваивается, источник указан как раз РНВ.
Дмитрий Богданов
1 месяц назад
#
Где написано что значение на кубах урона удваивается? "удваиваются все кости, входящие в урон атаки" - это про количество костей, а не значения на них.
Dragsor
29 дней назад
#
Если я вижу глазами фамильяра, а сам стою в 50 фут допустим за домом и кастую заклинание где не сказано, что я должен видеть напрямую цель, то оно сработает или нет. Например волшебные стрелы?
Петр Куликов
22 дня назад
#
Всем привет, предлагаю обсудить и такой вопрос как "Накладывать заклинание не тратя ячейку заклинаний" от черт и прочих перков.
Например у Колдуна воззвание "Бессмертный раб" позволяет один раз в день наложить заклинание "Восставший труп" не тратя ячейку заклинаний. Но если я колдун 9го уровня, могу ли я наложить "Восставший труп" как заклинание пятого уровня-максимального мне доступного? Ведь не указано, что я могу кастовать только как 3го уровня.
В то же время в чертах, например - Посвящённый в магию [Magic initiate] - явно указано, что накладывать заклинание можно только ячейкой минимального уровня.
Дмитрий Богданов
21 день назад
#
Всегда, когда говорится что вы можете наложить заклинание без траты ячеек и уточнения каким уровнем, то накладывается заклинание только своим минимальным уровнем - это общее правило
Арсений Подборных
17 дней назад
#
Не могу найти, в какой момент надо просить подтвердить крит? или вообще не нужно подтверждать криты?
Дмитрий Богданов
16 дней назад
#
В этой редакции ДнД уже не нужно подтверждать криты. Они просто происходят при выпадении 20-ки на д20 (а у некоторых подклассов и предметов - на 19-20 или даже 18-20)
понял, спасибо
Teshin
14 дней назад
#
Вопрос по безоружным атакам. Т.к у меня две руки, я получается наношу урон сначала одной рукой основным действием + модификатор характеристики, потом бонусным другой рукой. Вопрос, можно ли добавлять модификатор характеристики к урону от второй руки?
Дмитрий Богданов
13 дней назад
#
Вы не совершаете безоружный удар бонусным действием. Правило сражения двумя орудиями (атака первым за действие и атака вторым за бонусное действие) работает только для рукопашного оружия.
Монах имеет классовую способность совершать безоружный удар бонусным действием.
И это очень странно. Почему я не могу атаковать рукой, НО ВОТ ЕСЛИ В НЕЙ КИНЖАЛ. Я лично разрешаю безоружную атаку бонусным на своих играх и стараюсь уговорить мастера, поскольку это правило не очень логично. Впрочем, тут играет тоже самое правило крутости.
А как вы тогда компенсируете способность монаха на удар бонусным действием, раз выдаёте её всем? Он у вас на одну атаку больше совершает?
Игорь Злыгостев
5 дней назад
#
Добрый день, подскажите, пожалуйста, такой момент. Если я делаю мультикласс колдун (хексблейд 5 лвл) и волшебник (песнь клинки 14 лвл) добавляется ли урон от рукопашных атак оружием дважды (от Харизмы и от Интеллекта)?
Колдун (умение "Проклятый воитель" 1 уровень): Когда вы атакуете этим оружием, вы можете использовать для бросков атаки и урона свой модификатор Харизмы вместо модификатора Силы или Ловкости. Это умение действует до тех пор, пока вы не закончите продолжительный отдых.
Волшебник (умение "Песнь победы" 14 уровень): Пока длится ваша «Песнь клинка», вы добавляете модификатор Интеллекта (минимум +1) к урону от своих рукопашных атак оружием.
Дмитрий Богданов
3 дня назад
#
Да, они будут складываться. У вас будет атака оружием от Харизмы (к20 + Харизма + Бонус мастерства), а урон от Харизмы + Интеллект (например, скимитар будет наносить 1к6+Харизма+Интеллект)
Спасибо за ответ (* ^ ω ^)
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.