Автор статьи: Venus Venus

Оригинал статьи: Подземелья и Близняшки: Введение и Мультикласс

Введение

Этот цикл статей предназначен для мастеров со стажем, которые столкнулись с проблемами баланса внутри группы игроков у себя за столом. В каждом последующем выпуске я буду рассматривать разные проблемы, указывая на их способы решения и/или предотвращения.

Вот общие советы, которые можно и нужно обдумать, прежде чем начинать игру с проблемными персонажами (с точки зрения игромеханики):


Игра не сбалансирована вокруг мультикласса

Опытные игроки прибегают к нему ради создания проблем вам, вашей кампании и балансу боёв. В тех случаях, когда это не так, игроки просто калечат себя ради «раскрытия персонажа». Всегда помните: мультикласс это опциональное правило. Тщательно взвесьте своё разрешение на его использование, ну а когда ваш нарратив разрушит хексадин — возвращайтесь ко мне.


Классы не равны по своей эффективности

Заклинатели вытесняют не-заклинателей, а среди не-заклинателей выстроена чёткая иерархия полезности. Прошу, не обижайтесь на это утверждение — речь идёт исключительно о высоко оптимизированном состязании игроков между собой. Исходя из этой аксиомы — ни в коем случае не обделяйте "боевых" игроков волшебными предметами и специфическими задачами/противниками, помните об ограничениях заклинаний, следите за тратой компонентов. И, ради Ильматера, — давайте больше одного столкновения в день, истощайте ресурсы заклинателей.


Как вы относитесь к метагейму среди игроков?

Это неважно. Важно другое: как к этому относятся ваши игроки и как много проблем вам они этим доставят. Чётко обозначьте границы дозволенного на нулевой сессии и сверке ожиданий. Вполне вероятно, что некоторые из ваших игроков — это Мастера со стажем, которые наизусть знают все списки заклинаний и уязвимостей существ. Примените вот эти заклинания, чтобы решить проблемы с метагеймом: тишина [silence] (вне речи персонажа), превращение [polymorph] (рескин популярных монстров), маскировка [disguise self] (создание ложных намёков), сотворение [creation] (делаем нетакусиков с нуля). Не помогло? Тогда читаем подробнее в нужном выпуске.


заклинания

Существует определённый набор заклинаний, который в умелых руках может исключить какой-нибудь аспект игры полностью, либо просто испортить вам настроение. Например, леомундова хижина [leomund's tiny hut] практически гарантирует безопасный продолжительный отдых в любых условиях, чудо-ягоды [goodberry] друида действуют сутки и могут накормить две семьи, призыв животных [conjure animals] отнимает слишком много времени и заменяет собой ваших сопартийцев-воинов… Неприятно? Вот как можно найти компромисс: заранее запрещайте какие-либо классы/подклассы/отдельные заклинание; читайте описание заклинания полностью, перепроверьте их точный эффект по Советам Мудреца. Если вы всё равно в тупике, либо если кампания в самом разгаре и что-либо запрещать уже поздно, — читайте следующие выпуски.

Проблемы я буду описывать и решать примерно в том порядке, в котором только что указал.


Мультикласс

В этой части статьи мы рассмотрим общие проблемы с этим опциональным правилом из «Книги Игрока». Какие могут быть проблемы с чётко прописанным правилом? А вот такие — игроки могут по незнанию записать себе владение всеми спасбросками классов, всеми стартовыми навыками, игнорировать требования по характеристикам… Или даже записать себе лишний уровень, а то и добавить дополнительную предысторию! Так что вот вам чек-лист вещей, которые нужно проверить при повышении уровня персонажа игрока/генерации персонажа игрока:


Требования по характеристикам

Чаще всего это проскальзывает в генерации мультиклассирующихся с нуля персонажей — легко не заметить за надписью «Чародей Божественной Души 5/Паладин Клятвы Мести 3» то, что игрок, желая иметь вкусные спасброски Чародея (Телосложение и Харизма), взял первым уровнем именно его. Только этот игрок поставил себе 8 в Силе. Зачем она нужна заклинателю в средних доспехах, верно? Но для мультикласса в паладина нужно иметь минимум 13 в Силе. Следите за этим.

Вернёмся к тому же концепту паладина-чародея. Проверьте, какие навыки у персонажа от предыстории, какие от класса и какие от расы. Если первым уровнем стоит чародей, то это значит, что классовые навыки героя ограничены именно его списком. Некоторые классы дают дополнительные навыки и владения инструментами при мультиклассе, об этом подробнее можно прочитать в «Книге Игрока».

Также сверьтесь со списком способностей, которые не складываются. Я подробно рассмотрю только «Использование заклинаний» и «Магию договора», но удостоверьтесь, что ваш варвар-монах не суммирует 3 характеристики себе в Класс Доспеха, накидывая сверху щит, а Паладин 5/Воин 5 не атакует 3 или 4 раза за одно действие Атака.


Магия договора

Как она сочетается с прогрессией обычных ячеек заклинаний? Никак, они идут параллельно. Это означает, что у Чародея 4/Колдуна 1 будет 5 ячеек первого уровня (1 от «Магии договора», 4 от чародея), и 3 ячейки второго уровня (чародей). При этом никто и ничего не запрещает вам использовать ячейки чародея для заклинаний колдуна и наоборот.


Использование заклинаний

Не забудьте, что когда вы суммируете магический потенциал классов по табличке, вы округляете вниз уровни полу- и треть- заклинателей. К примеру, 5 уровней чародея дадут нам +5 полноценных уровней заклинателя, а вот 3 уровня паладина — только +1 уровень полноценного заклинателя. Итого у нас выходит 6 уровней заклинателя. Важное напоминание: для расчёта прогрессии заговоров (заклинаний 0-го уровня) учитывает суммарный уровень персонажа. Например, Воин 10/Волшебник 1 будет считаться персонажем 11 уровня для расчёта прогрессии урона заговора огненный снаряд [fire bolt].


Подготовка заклинаний

Тут очень легко запутаться. Если у вас есть несколько заклинателей в мультиклассе, то вы можете подготавливать и учить заклинания исключительно по таблице отдельно класса. Например, персонаж Чародей 5/Жрец 1 при получении 6-го уровня в классе чародей учит новые заклинания, ориентируясь только на «родной» круг заклинаний, на 3-й, несмотря на то, что общий круг ячеек уже достиг 4-го. То же относится и к подготовке заклинаний: в этом же примере персонаж может подготовить несколько заклинаний из списка жреца, но ориентируясь только на табличку ячеек жреца — то есть все заклинания должны быть выбраны из 1 круга. Это всё прописано в соответствующем пункте правил мультикласса, но многие путаются из-за описания подготовки заклинаний в самих классах.


Ограничения на классы/подклассы

Помните об ограничениях на классы/подклассы, которые вы согласовали с игроками на нулевой сессии. Об этом можно случайно забыть, когда на 50-ой сессии приключения ваш друид берёт себе сначала 1-ый, а затем и 2-ой уровень жреца домена Сумерек… и именно на этом уровне вы и вспоминаете, почему вы запретили своим игрокам выбирать этот домен. Поэтому будьте внимательны.

На сегодня всё. В последующих выпусках я начну рассматривать более конкретные проблемы мультикласса, а именно сочетание умений и популярные эксплойты в правилах. Первым на очереди будет Хексадин, смесь паладина и колдуна Проклятого Клинка.

  • 23.06.2022